autogrep car Автомобили moto Мото-техника truck Грузовики
bus Автобусы caravan Автодома special Спецтехника
repair Ремонт и обслуживание drive Эксплуатация finance Финансы

Автогреп » Марки грузовиков » ЗИЛ » 130

Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики

Грузовик ЗИЛ-130 пришел на смену далеко не лучшей модели ЗИС-150. Пожалуй, наибольшее количество усилий разработчики популярного грузовика
Двигатель ЗИЛ 130
Схема двигателя ЗИЛ 130, технические характеристики которого были в свое время на высшем уровне. Цифрами обозначены: 1 - масляный контур; 2 - коленчатый вал; 3 - шатун; 4 - гильза цилиндра; 5 - блок цилиндров; 6 - распределительный вал; 7 - толкатели штанг клапанов; 8 - ось толкателей; 9 - головка блока цилиндров; 10 - вал привода топливного насоса; 11 - крышка распределительных шестерен; 12 - форсунка; 13 - крышка головки цилиндров; 14 - впускной трубопровод (коллектор); 15 - коромысло клапана; 16 - выпускной клапан; 17 - впускной клапан; 18 - маслозаливная горловина; 19 - выпускной трубопровод; 20 - картер маховика; 21 - маховик; 22 - пробка для спуска масла; 23 - маслоприемник; 24 - поршень; 25 - масляный насос;
приложили к созданию его силового агрегата. Рассматривая двигатель ЗИЛ 130, технические характеристики мотора являются одними из наиболее ярких показателей мотора.

Первоначальным двигателем нового грузового автомобиля должен был стать карбюраторный мотор с V-образным расположением шести цилиндров. Проектная мощность такого мотора составляла 135 л.с. его рабочий объем равнялся 5.2 литра. Однако испытания автомобиля показали, что технических характеристик двигателя было не достаточно для полноценной эксплуатации грузовика и дальнейшей его модернизации. После еще одной, не слишком удачной версии предполагаемого мотора для ЗИЛа, автомобиль получил надежный и весьма передовой к тому времени агрегат, рабочим объемом 6 литров, развивающий 150 лошадиных сил. Новый двигатель обладал восемью цилиндрами, расположенными V-образно. Этот агрегат, обладавший эффективно системой охлаждения жидкостного типа, являлся своеобразным аналогом силового агрегата, устанавливаемого на правительственные лимузины ЗИЛ-111. Через некоторое время, после начала массовой сборки мотора, ему, как и модели грузовика в целом, присвоили наименование ЗИЛ-130 и максимально унифицировали с другим популярным двигателем ЗИЛ-375, предназначенным для комплектации городских автобусов и тяжелых грузовых автомобилей, выпускаемых под маркой «Урал».

Примечательно, что, несмотря на серьезную схожесть двигателя ЗИЛ-130 с «лимузинным» ЗИЛ-111, с точки зрения взаимозаменяемости деталей и унификации, эти моторы оказались малопригодными. В первую очередь, от ЗИЛ-111 новый двигатель отличался по степени сжатия.

Подкапотное пространство ЗИЛ 130
Фото подкапотного пространства автомобиля ЗИЛ 130 с двигателем.
Для «грузового» мотора ее понизили до отметки 6.5, снизив тем самым мощность мотора. Подобное решение было обусловлено необходимостью использования низкооктанового бензина А-76, тогда как, мотор, устанавливаемый на легковую машину, работал на дорогом и практически не применяемом тогда в Советском Союзе бензине Аи-95. Что касается топливной экономичности, то работая над новым мотором, его конструкторы, видимо вообще не задумывались над этой характеристикой. Сто тридцатый расходовал в смешанном цикле порядка 30-40 литров бензина. Впрочем, для того времени, ничего удивительного в таких показателях не было. Топливные баки автомобиля вмещали 170 литров бензина, которого хватало, в среднем, на 445 км хода.

Но, несмотря на очевидный недостаток, заключающийся в прожорливости мотора, преимуществ у двигателя довольно много. При заявленном потолке скорости на уровне 90 км/ч, автомобиль, укомплектованный силовым агрегатом ЗИЛ-130, мог разгоняться до 130-135 км/ч.

Максимальная мощность достигалась уже при 3000 оборотах в минуту. Двигатель ЗИЛ 130 технические характеристики мотора, к моменту старта выпуска грузовика, были весьма прогрессивными. Карбюратор К-88, устанавливаемый на мотор, имел двухкамерное строение и верхний тип расположения. Конструкция предусматривала использование экономайзерного устройства, а также топливного насоса, обеспечивающего ускорение.

Смазывался мотор комбинированно – при помощи давления и посредством разбрызгивания.
Двигатель ЗИЛ 130 в разрезе
Фото двигателя ЗИЛ 130 в разрезе - учебное пособие.
Очень важно, что для принудительного питания мотора применялся топливный насос диафрагменного типа, обладающий одним впускным и парой выпускных клапанов. Система картерного обдува выполнена в закрытом типе. Воздух, попадающий в камеру сгорания, одладал двухступенчатой системой фильтровой очистки.

Блок цилиндров для двигателя ЗИЛ-130 отливали из чугуна, при этом использовалась несущая водяная рубашка и вставные «мокрые» гильзы. В целях повышения жесткости конструкции, инженеры разделили водяную рубашку перегородками с образованием силовых замкнутых контуров. Цилиндровые гильзы отливались из чугуна с содержанием ферритовых соединений. Благодаря запрессовки в верхней части гильзы коррозионностойкой вставки, ресурс гильз достигал 200 тыс.км. Распределительный вал мотора располагался непосредственно в блоке цилиндров.

Интервал для замены масла представленного мотора составлял от 60 до 100 тыс. км. Здесь все зависело от эксплуатационных условий машины. Объем используемого моторного масла достигает 9 литров.

Из других характеристик мотора можно отметить такие показатели, как диаметр поршневого цилиндра, равный 100 мм, величину хода поршня 95 мм, а также показатель пикового крутящего момента в 401 Нм, которые двигатель выдавал в интервале от 1800 до 2000 об/мин.

Масса мотора составляла 440 кг. Естественно, говорить о соблюдении норм экологической безопасности в принятых на сегодня нормативах не приходится.




Читайте так-же, другие обзоры
Популярные обзоры

Тойота Лэнд Крузер 200Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007 ...
Хонда ПилотХонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который ...
Рено Сандеро СтепвейРено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с ...
Порше КайенПорше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche, ...
Аукционы по продаже автомобилей от банковАукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у ...