autogrep car Автомобили moto Мото-техника truck Грузовики
bus Автобусы caravan Автодома special Спецтехника
repair Ремонт и обслуживание drive Эксплуатация finance Финансы

Автогреп » Ремонт и обслуживание » Электрооборудование » Стартер » ВАЗ

Устройство стартера ВАЗ 2101

Заволжская «копейка» ВАЗ 2101 оснащалась стартером СТ -221, мощностью 1.3 кВт,
Схема подключения стартера ВАЗ 2101
Схема подключения стартера на автомобиле ВАЗ 2101. Цифрами обозначены: 5 – выключатель зажигания; 4 – блок предохранителей и реле; 3 – генератор; 2 – стартер; 1 – аккумуляторная батарея;
а с 1986 года завод стал комплектовать эту модель и стартером 35.3708.

Автомобиль имел следующее устройство стартера ВАЗ 2101

. Корпус с четырьмя обмотками, якорь, привод, щеткодержатель с 4-мя щетками, переднюю и заднюю крышки, тяговое реле. Конструктивно корпус и крышки соединены шпильками.

Корпус выполнен из стали, внутри его закреплены четыре полюса, на которые смонтированы обмотки, образуя статор стартера. При этом две обмотки из четырех сериесные и две обмотки шунтовыми . Из-за подобного соединения возбуждение стартера и носит название смешанное. Оно дает возможность поддерживать низкую частоту вращения якоря, что в свою очередь увеличивает ресурс втулок, на которых вращается якорь, предотвращая его износ, и вдобавок облегчает работу обгонной муфты.

Якорь состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Конструктивно устройство стартера 2101 предусматривает вращение якоря с опорой на две втулки выполненные из металлокерамики, в передней и задней крышках. Регулировка свободного осевого хода якоря осуществляется посредством подбора шайб определенной толщины, добиваясь значения 0,07-0,7 мм (у стартера 35.3708 более жесткие нормы – не более 0,5 мм).

Стартер СТ-221
Внешний вид стартера СТ-221, использующегося по началу на автомобиле ВАЗ 2101.
В передней части якоря на его валу смонтирован привод стартера.

Привод служит для передачи усилия от вала якоря к зубчатому венцу маховика в момент запуска мотора, а после запуска, работая в режиме обгона, разрывать передачу крутящего момента от вращающегося маховика на якорь стартера. Подобное устройство стартера ВАЗ 2101 необходимо для того, чтобы не допустить работы якоря «вразнос».

Тяговое реле стартера имеет две обмотки и служит для запуска стартера, точнее его электродвигателя и для ввода привода в зацепление с маховиком.

Отличается в некоторых деталях устройство стартера 2101 типа 35.3708. Стартер имеет торцевой коллектор и иные обмотки статора. Применение торцевого коллектора позволило снизить массу стартера, увеличить «пробег» щеток за счет их более стабильной работы. При этом обмотка статора у 35.3708 выполнена тремя сериесными и лишь одной шунтовой катушками, что дало возможность наростить крутящий момент якоря. Во всем остальном конструктивно стартера одинаковы.

Работа стартера

При положении ключа «пуск» на контакт тягового реле поступает напряжение, что в свою очередь вызывает возникновение магнитного поля, которое втягивает сердечник реле, который передвигает контактную пластину, замыкающую силовые контакты. Втянутый сердечник держит удерживающая обмотка. Одновременно при втягивании сердечника реле, он тянет за собой вилку, которая передвигает привод вводя его в зацепление с маховиком.

Так как контакты реле замкнулись , то обмотки статора и якоря получили питание, что заставило вращаться якорь, на переднем торце которого смонтирован привод, который также начинает вращаться и в свою очередь прокручивает маховик двигателя. После запуска двигателя шестерня начинает вращаться быстрее вала якоря, и муфта начинает работать в обгонном режиме, разрывая передачу крутящего момента от вращающегося маховика на якорь стартера.

После отпускания ключа зажигания цепь питания разрывается, сердечник реле возвращается в исходное положение и вилка (по принципу коромысла) отводит привод от венца маховика. Так как цепь разорвана, электродвигатель стартера также останавливается. Для быстрой остановки якоря предусмотрено тормозное кольцо, куда упирается тормозной диск вала якоря. Кольцо конструктивно выполнено из полимерного материала и часто подвержено растрескиванию, поэтому при ревизии стартера нужно уделять этому внимание.

У стартера 35.3708 тормозное кольцо отсутствует и торможение якоря осуществляется путем трения щеток о коллектор.




Читайте так-же, другие обзоры
Популярные обзоры

Тойота Лэнд Крузер 200Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007 ...
Хонда ПилотХонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который ...
Рено Сандеро СтепвейРено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с ...
Порше КайенПорше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche, ...
Аукционы по продаже автомобилей от банковАукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у ...