autogrep car Автомобили moto Мото-техника truck Грузовики
bus Автобусы caravan Автодома special Спецтехника
repair Ремонт и обслуживание drive Эксплуатация finance Финансы

Автогреп » Ремонт и обслуживание » Электрооборудование » Стартер » ВАЗ

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109, по аналогии с реле на стартерах других автомобилей, предназначено для удаленного контроля над состоянием стартера, ввода и вывода его из зацепления с двигателем внутреннего сгорания.
Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109
Схема стартера ВАЗ 2109 с указанием основных узлов и компонентов. Втягивающее реле находится сверху.
Принцип работы устройства базируется на электромагнетизме. На сердечник в виде трубки намотан медный проводник, и при прохождении через него тока создаётся магнитное поле. Якорь, который свободно ходит в трубке, под действием силового поля начинает втягиваться внутрь.

Реле стартера ВАЗ 2109 имеет три контактных вывода. Один, более тонкий, является управляющим выводом, и именно с ним связан провод, идущий от замка зажигания. Два остальных контакта проводят непосредственно ток от аккумулятора – именно ими и управляет реле. Два этих силовых контакта выполнены в форме толстых болтов, закреплённых на крышке из текстолита. Контакты внутри реле имеют круглую или прямоугольную форму пластинок – их и замыкает якорь.

Втягивающее реле стартера ВАЗ 2109 включает в свою конструкцию две катушки. Первая, втягивающая, включается в момент подачи на реле напряжения. Вторая, удерживающая, срабатывает уже тогда, когда якорь полностью зашел в сердечник. Якорь соединен с рычагом, который толкает обгонную муфту якоря. Таким образом, реле не только управляет подачей напряжения на двигатель , но и механически выталкивает шестерню вперед, для сцепления с маховиком ДВС.

Когда бендикс выталкивается вперед, мотор стартера обесточен – движения нет.

Строение втягивающего реле ВАЗ 2109
Тяговое реле стартера ВАЗ 2109 (29.3708) с разделенной контактной системой. 13 — реле якоря, 11 — корпус реле, 10 — контактный диск, 9 — крышка реле, 8 контактный болт, 7,12 — пружины, 6 — сердечник реле, 5 — каркас катушки, 4 — втулка, 3 — удеживающая обмотка, 2 - втягивающая обмотка, 1 — шток.
Когда якорь втягивающего реле занимает свое крайнее положение, замыкаются пятачковые контакты, и начинается вращение двигателя. Крутящий момент передается на маховик ДВС. При этом втягивающая обмотка реле отключается, и работает только удерживающая – она не дает якорю выскочить обратно.

Когда мотор автомобиля завелся, реле должно переключить состояние стартера, вернуть его в первоначальное. Когда якорь втягивался внутрь, он сжимал возвратную пружину. В тот момент, когда ключ в замке зажигания поворачивается обратно, удерживающая обмотка обесточивается, и якорь пружиной выталкивается наружу. Сначала размыкаются пятачковые контакты, и двигатель устройства останавливается. Потом якорь, воздействуя на рычаг, возвращает бендикс назад. Процесс завершен.

В целом строение втягивающего реле «девятки» довольно простое, и разобраться в нем сможет практически каждый. Более того, его очень полезно знать, так как реле в какой-то момент может выйти из строя. Его можно попытаться отремонтировать, или можно поехать к специалистам, которые с радостью заменять весь стартер целиком, не указав владельцу реальной причины поломки. А ведь на реле стартера ВАЗ 2109 цена совсем не большая, в несколько раз меньше цены всего стартера целиком.

На ВАЗ 2109 стартер может комплектоваться как разборным, так и неразборным реле. Если второй случай подлежит однозначной замене, то разборное реле починить можно в большинстве случаев. Для ремонта понадобится плоская отвертка, набор рожковых ключей и паяльник.

Первым шагом к ремонту будет снятие крышки реле, которая крепится на двух крепежных болтах. После этого нужно открутить две гайки на силовых контактах.
Проверка обмоток втягивающего реле
Технология проверки сопротивления обмоток втягивающего реле.
Под ними находятся шайбы, которые обязательно нужно вернуть на место после сборки. Теперь паяльником выпаиваем выводы на крышке, и снимаем её. Между корпусом и крышкой находится резиновое уплотнительное кольцо. Оно предохраняет реле от попадания влаги и пыли. Если оно потеряло свои качества, его нужно будет заменить.

Отверткой вынимаем контактную пластинку со штоком. На штоке находится возвратная пружина, и если она сильно деформирована, её также придется заменить. Растянутая пружина не будет давать реле работать должным образом – втягивающая катушка не сможет до конца втягивать якорь (что как раз и может быть причиной поломки).

Теперь на контактной плате снимаем стопорное кольцо, потом изолирующую шайбу, и вынимаем саму контактную пластинку. В крышке размещены контакты, которые замыкаются, и через которые идет мощный ток на двигатель стартера. Со временем они подгорают, и контакт на них пропадает частично либо полностью. Их нужно отполировать наждачной бумагой до блеска, либо заменить на новые. Промежуточным вариантом решения также может стать поворот болтов на половину оборота – так они будут касаться уцелевшей стороной.

После вышеописанного можно также проверить обмотки реле на замыкание либо обрыв. Чтобы проверить удерживающую катушку, подключаем омметр между контактом управления реле и корпусом. Втягивающую обмотку проверяем подключением реле между контактом управления и болтом, выводящим напряжение на двигатель стартера. В нормальных условиях, без неисправностей, для втягивающей обмотки омметр должен показывать около 0,55 Ом, для удерживающей обмотки – 0,75 Ом. Таким образом, можно легко отремонтировать реле стартера ВАЗ 2109 цена которого составляет около 300-400 рублей.




Читайте так-же, другие обзоры
Популярные обзоры

Тойота Лэнд Крузер 200Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007 ...
Хонда ПилотХонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который ...
Рено Сандеро СтепвейРено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с ...
Порше КайенПорше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche, ...
Аукционы по продаже автомобилей от банковАукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у ...