autogrep car Автомобили moto Мото-техника truck Грузовики
bus Автобусы caravan Автодома special Спецтехника
repair Ремонт и обслуживание drive Эксплуатация finance Финансы

Автогреп » Марки автомобилей » ЗИС » 101

Автомобиль ЗИС-101

История

Советский Союз испытывал особое отношение к этому автомобилю. Речь идет модели ЗИС-101 представительского класса, находящейся под тщательным наблюдением не только администрации завода имени Сталина, но и Центрального комитета.
ЗИС 101
Архивное фото ЗИС 101 во время движения на дороге.
В связи с этим не случайно возникала необходимость модернизации машины в июне 1940 года, которой управляла административная комиссия во главе с академиком Евгением Чудаковым – одним из самых авторитетных тогда автомобилистов страны. Обновленные модификации должны были выпускать уже в 1942 году, однако к той поре базовую версию выпускали бы целых шесть лет.

Конечно же, первое поколение 101-го 1936 модельного года принимало политическое бюро во главе с Иосифом Сталиным. Показ данной техники высшему руководству считался нормой, учитывая принадлежность к престижному классу. Во время смотрин заводчане испытывали волнение, ведь знали последствия возможного недовольства вождя. Но когда в ворота Кремля, 29 апреля, выехали два новых ЗИС-101, у «отца народов» прослеживалось явно хорошее настроение. Он шутил, улыбался и в целом машина ему понравилась. К тому же, один из главных конструкторов Орджоникидзе считал модель прямым конкурентом американским аналогам.

Конструкция модели скопирована с «Бьюика», поэтому автомобиль в ту пору еще неплохо выглядел на фоне одноклассников.

История ЗИС 101
Фотография Сталина, принимающего новый ЗИС 101.
Семиместный лимузин с просторной колесной базой в 3650 мм был комфортен и имел невиданный по тем меркам внутренний отопитель и радиоприемник. Силовой агрегат с восемью цилиндрами при объеме 5,8 литров развивал мощность 110 лошадиных сил. Подобной конструкции придерживались некоторые престижные фирмы, в том числе и «Паккард». Посредством имеющихся алюминиевых поршней и возросшей с 4,9 до 5,5 степени сжатия мотор можно было форсировать до 120 лошадиных сил, однако технологические проблемы не позволили выпускать такой двигатель серийно.

Что касается механических тормозов, пусть и снабженных сервоусилителем, они выглядели далеко уже не последним словом технического прорыва, как и сцепления с двумя дисками.

Разработкой легендарной машины руководил Евгений Важинский, считавшийся главным конструктором завода с 1935 года.
Марка ЗИС 101
Фото почтовой марки, с изображением автомобиля ЗИС.
Его главным помощником стал Григорий Михайлов, а кузовом занимался Иван Герман, некогда окончивший Петербургское художественное училище и мечтал стать архитектором. Герман любил рисовать и выполнял в основном обязанности дизайнера, но все же главной заботой считалась разработка сложного по тем временам и абсолютно нового корпуса. Поэтому именно он возглавил производство ЗИС-101 с 1937 года.

Конвейерный выпуск отпраздновали в ноябре 1936 года. Кузов машины требовал много внимания и старательности, ведь его каркас частично делали из бука. Если чуть не дотянуть шурупы – и по объемному салону раздавался неприятный и совсем не представительский скрип.

Автомобиль вскоре стал действующим флагманом великой третьей Сталинской пятилетки и гербом советского технического прогресса. Члены из политбюро все еще предпочитали модели «Паккардов» и «Линкольнов», а со временем некоторые пониже рангом чиновники пересаживались на «ЗИС». Естественно, приобрести такую махину обычному гражданину не позволялось. Ее заслуживали такие именитые ученые и мастера искусств, как например «красный граф» Алексей Толстой.
Евгений Иванович Важинский
Евгений Иванович Важинский. (1889-1938). Главный конструктор завода им Сталина, расстрелянный по ложному доносу.
Обычные москвичи и гости Москвы имели возможность лишь прокатиться на машине – не зря в столице лимузины трудились в престижных таксопарках.

Не смотря на сверхсекретность, заводу выпуск ЗИС-101 давался с большим трудом. Да и по грузовикам выполняли план не всегда, а многие экземпляры приходилось доводить до ума после конвейера. Качество и надежность лимузинов постоянно хромало, однако правительственная комиссия под руководством Чудакова, вскоре отметила производственные и конструктивные недостатки машины. Ее масса была на 700 кг выше по сравнению с аналогами: один двигатель тянул на почти 500 кг, но мощностью при этом не впечатлял. Основной причиной такой унификации считалось нехватка денежных средств на совершенствование главного автомобиля страны. Кроме этого, предприятие постоянно испытывало дефицит специалистов. В числе конструкторов, признанных модернизировать аппарат, не хватало Важинского, которого в 1938 году арестовали и впоследствии расстреляли.

Модификации

Инженеры во главе с Михайловым, главным руководителем, сделали в критических условиях, что смогли. Двигатель с алюминиевыми поршнями наконец пошел официально в серию, а кузов лишили деревянных элементов. ЗИС получил сцепление с одним диском, карбюратор «Стромберг» с падающим, нежели восходящим потоком. Следуя моде тех лет, обновили и внешность: появились более вытянутые фары и скругленная решетка радиатора, способствующая улучшению аэродинамики.
ЗИС 101А
Фото белого ЗИС-101А, находящегося в музее ЗИЛа.
В итоге ЗИС-101А стали собирать в августе 1940 года. В небольших количествах выпускали и кабриолеты модификации «102».

Все понимали, что останавливаться на достигнутом никак нельзя. Автомобиль заметно отставал от европейских и заокеанских конкурентов. В связи с этим на заводе готовились к конвейеру не менее двух из модернизированных версий.

ЗИС 101Б снаружи отличался выступающим багажником, заменившим архаичную багажную решетку. Изменения коснулись панели приборов в виде вполне современных прямоугольных циферблатов. Также модель оснастили новым рулем с хромированным элементом звукового сигнала, усовершенствованными амортизаторами, шестнадцатилистовыми рессорами вместо девятилистовых.

Модификацию ЗИС-103 разрабатывали параллельно с таким же кузовом, но с полностью независимой подвеской. Скорее всего она считалась аналогичной американским изделиям той поры: вильчатые пружины и рычаги. Конструкторы трудились и над форсированным до 130 лошадиных сил двигателем.

В мае 1941 года начали испытания. Производство ЗИС-101 прекращено 7 июля, а 22 числа столица переживала первые военные дни. Из-за этого работы по ЗИС-101Б прекратили 15 октября. Немцы вошли в Калугу двумя днями раньше, а 14-го в Калинин. По истечению четырех дней после остановки производственного процесса всех ЗИСов 19 октября в Москве введено осадное положение.

Вскоре о испытателях и конструкторах в военное время просто забыли. Но их не зря проделанная работа преждевременно коснулась уже машины нового поколения ЗИС-110. Конечно же, это был совершенно иной автомобиль, однако опыт 101-ого в любом случае пригодился.

Экземпляров ЗИС-101 собрали всего 8752, из них версии 101А насчитываются в количестве 600 штук, а открытых кабриолетов и вовсе единицы. До сегодняшних дней дожили считанные образцы в убогом состоянии, да еще с неродными двигателями. В настоящее время подобные лимузины имеют внушительный вид, а их тесноватые по современным меркам салоны до сих пор скрывают тайны прошлого столетия.




Читайте так-же, другие обзоры
  • Тойота Приус ГибридТойота Приус Гибрид
    Приус Гибрид стал одним из первых массовых автомобилей, использующих энергию гибридного двигателя. Его яркая внешность и экологичность сделали его ...

  • Автомобиль Ниссан Х-ТрейлАвтомобиль Ниссан Х-Трейл
    Икс Трейл – это классика, неизменно пользующаяся популярностью. Первое поколение было выпущено в 2001 году, с 2007 же на рынке представлена вторая ...

  • Шевроле Кобальт седанШевроле Кобальт седан 2
    В начале 2013 года на российский рынок вышел обновленный Кобальт, производства Шевроле, который злые языки уже успели прозвать "узбекским ...

Популярные обзоры

Тойота Лэнд Крузер 200Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007 ...
Хонда ПилотХонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который ...
Рено Сандеро СтепвейРено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с ...
Порше КайенПорше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche, ...
Аукционы по продаже автомобилей от банковАукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у ...