autogrep car Автомобили moto Мото-техника truck Грузовики
bus Автобусы caravan Автодома special Спецтехника
repair Ремонт и обслуживание drive Эксплуатация finance Финансы

Автогреп » Ремонт и обслуживание » Электрооборудование » АКБ

Схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Хорошее зарядное устройство – это залог долгой службы Вашего автомобильного аккумулятора. Качественное устройство купить не так легко, сегодня на рынке полно китайских изделий, которые трудно кому-то советовать. А вот действительно добротные зарядки стоит недешево. Однако в самом зарядном устройстве нет ничего сложного, и если Вы что-то понимаете в электронике, то его вполне реально сделать самому.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
На рисунке представлена простая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Более подробно описание дано в тексте.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора сама по себе не сложна и не требует каких-то особо глубоких знаний. Устройство получится легким, дешевым, и, более того, Вы будете точно знать, что оно из себя представляет и чего от него ждать.

Существует еще более простой вариант. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора вполне можно сделать из обычного блока питания для компьютера, а ведь такая вещь есть в доме почти у каждого. Мы знаем, что самые ходовые это модели аккумуляторов на 60 Ач, соответственно, исходя из элементарных правил зарядки свинцового автомобильного аккумулятора можно вычислить, что нам потребуется сила тока, равная 6 А, то есть численно равная десятой части емкости батареи в Ач. Для компьютерного блока питания формата ATX это совсем небольшой ток, порой они выдают и по 30-40А, да еще и на одну ветку, питая таким образом видеокарты по 200-300 Вт каждая. А веток несколько у блока питания может быть несколько. Даже у самого простого блока питания есть ветка, идущая на питание процессора, и другая, питающая винчестеры, кулеры и так далее - через молексы.

Итак, ток 6 А при напряжении не меньше 12 В – для этого нам вполне хватит блока питания на 150 Вт. Для этого подойдет обыкновенный китайский безымянный блок. Практически все эти блоки построены на одинаковых или схожих схемах, а именно на TL494 или его близнеце KA7500. Ниже приведена схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора платы TL494.

Схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора должна быть максимально упрощенной, поэтому нужно убрать все лишние провода на -12 В, на -5 В, на +5 В, на 12 В и прочее, если таковые имеются в Вашем блоке питания. Срезаем или выпаиваем их, они не должны нам мешать.

Резистор R1 на 4700 Ом выводит напряжение +5 В на выход 1, этот резистор нужно убрать. Заменяем этот резистор на другой резистор, сменного сопротивления, на 27000 Ом. На верхний вход нового резистора подается 12В. Вывод №16 отсоединяем от общего контакта, контакты выводов №14 и №15 убираем. На заднюю панель нашего блока питания размещаем резистор R10, который будет в итоге располагаться уже спереди и будет служить регулятором силы тока заряда.

Подсоединяем также клеммы, а для лучших выходных характеристик наше устройство было задумано с применением регулятора на нескольких резисторах.

Как токоизмерительный резистор изначально задумывался С5-16МВ, рассчитанный на 5 Вт. Его сопротивление равно 0,1 Ом. Мы же взяли то, что было у нас - резисторы 5WR2J, рассчитанные на ту же мощность, но уже на 0,2 Ом . Соединение здесь применяется параллельное.

Такая компоновка дает интересные возможности.

Вид платы с резисторами 5WR2J
Вид платы с резисторами 5WR2J.
К тому же эти резисторы легче найти. Суммарно два 5WR2J могут теперь работать как 5+5 Вт, а сопротивление 0,1 Ом.

Наша схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора построена с применением вариативного резистора R1, который разместился на той же плате. Посредством R1 будет выходные параметры нашего устройства. Очень важно упомянуть, что металлический корпус блока питания не должен входить в контакт с какими-либо проводами и голыми контактами. Распайки на выходах делаются тонкими проводами, аккуратно и заранее продуманно.

До того, как собрать наше ЗУ, вариативным сопротивлением R1 ставим напряжение холостого хода. Это должно быть около 14 В. Это напряжение соответствует напряжению на 100%заряженной аккумуляторной батареи.

Наше итоговое ЗУ на схеме импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора, уже можно считать законченным. Однако стоит акцентировать на том факте, что наше устройство будет работать как импульсное, а это придает ему некоторые особенности, в противовес трансформаторным зарядным устройствам старого образца. Таким образом, если хотя бы один резистор перестает функционировать, то все устройство целиком перестает нормально работать, либо полностью выходит из строя.

В нашем устройстве не предусмотрена защита, поэтому оно не терпит короткого замыкания или неправильного соединения контактов в клеммами батареи. В начале устройство выставляет напряжение 12,45 В, силу тока 5,5 В. В течении процесса зарядки напряжение будет расти, пока не дойдет до значения, заданного резистором R1. Сила же тока заряда наоборот будет падать, так как у батареи будет расти сопротивление – в итоге ток упадет почти до нуля. После полной зарядки наше зарядное устройство стабилизируется и батарея разряжаться не будет. Так батарея может стоять очень долго и ничего неприятного с ней не произойдет.

Мы получили мощное зарядное устройство, полностью автоматическое, которое вполне может зарядить автомобильную аккумуляторную батарею за 10 часов, даже севшую в нуль. Им можно заряжать даже более емкие батареи. Если же Вы будете использовать данное устройство только для зарядки, то амперметр и вольтметр из конструкции можно исключить.




Читайте так-же, другие обзоры
Популярные обзоры

Тойота Лэнд Крузер 200Тойота Лэнд Крузер 200
Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007 ...
Хонда ПилотХонда Пилот
Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который ...
Рено Сандеро СтепвейРено Сандеро Степвей
Модификация стандартного Рено Сандеро, с ...
Порше КайенПорше Кайен
Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche, ...
Аукционы по продаже автомобилей от банковАукционы по продаже автомобилей от банков
Есть ли смысл приобретать автомобиль не у ...